ИЗ ЗАЛА В ЗАЛ ПЕРЕХОДЯ


Первый зал нашего музея, это экспозиционный зал, в котором проводятся выставки по различной тематике: экспозиция народных промыслов; «Боевой славы»; «Нина Максимовна Распопова - легендарная летчица», «Часы»; «Самовары» самовары от угольного, до современного электрического, элементы глиняной скульптуры, посуда, выполненная в различных техниках народной росписи; «Изделия мастериц-вышивальщиц  города Шимановска и Шимановского района» в данную экспозицию входит редкий экспонат, это напольные пяльца. Которые были изготовлены в 1964 году местным умельцем Синельниковым Василием Трофимовичем для своей жены Натальи Федоровны, которая увлекалась вышиванием.

Второй зал в нем представлена экспозиция крестьянский двор. Вы можете увидеть разнообразные орудия труда, которыми пользовались крестьяне. Это коромысло, пила, наждак, тяпка, грабли, вилы. На стеллаже представлены различного вида керосиновые лампы, чугуны, колодки для обуви, рубанок, настоящее долбленое корыто, бубен шамана. Есть что посмотреть и чему удивиться.

Третий зал экспозиция «Крестьянская изба», которая представляет семейный уклад и быт крестьян. В ней представлены: деревянные лавки и стол, икона «Владимирской Божьей матери» украшенная вышитым рушником конца 19 века, стеллаж для посуды, реконструкция русской печи, которую использовали для приготовления пищи и поддержания тепла, на печи расположен лежак и предметы домашнего обихода. У печи находятся ухват и кочерга.     Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки, корчаги, кувшины, латки, кубышки, горлачи, миски, чашки. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения. В быту Амурских крестьян широко использовались изделия из березовой коры. Берестяные туеса не были редкостью. В них хранили различные сыпучие продукты, квас, ягоду, мед.  

В зале представлено множество вышитых мастерицами вещей, украшавших быт крестьян: полотенца, рушники….Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. Короба и сундуки, зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков и коробов судили о благосостоянии семьи.


История одного музейного предмета: самопрялка

Русская прялка узором богата,
Формой красива, резьбой хороша.
Мастер создал её в прошлом когда-то,
В ней старина и живая душа.


Прялка деревянная - обязательный предмет крестьянского быта. Искусные мастера преподносили прялку в дар невесте, жене или дочери. Богато украшенная резьбой или росписью, она висела на видном месте, как символ благополучия семьи. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству.

Точную дату появления прялок на Руси назвать невозможно. Это глубокая древность. Прялка - спутница женщины на протяжении всей жизни. Если в литературе или фольклоре требовалось показать трудолюбивую хозяйку, чаще всего она изображалась именно за прялкой.

Прядением и ткачеством занимались с октября по март, то есть всё время, когда нет полевых работ. Тяжёлый, монотонный труд пытались скрасить тем, что собирались вместе, на «супрядки». Приглашали парней, пели, слушали сказания. Иногда, после работы, заводили игры и танцы.

С прялкой связаны многие традиции и обряды, а также суеверия.
Первую нить, спряденную девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой, чтобы сохранить трудолюбие и терпение на всю жизнь. Своё веретено принято было оберегать от нечистой силы. Прялку нельзя было одалживать -это плохая примета. На веретене разрезали пуповину при родах. На свадьбу жених разбивал старую прялку невесты и взамен дарил свою, как символ новой жизни.

Главное орудие для пряжи –веретено - делали из берёзы. Это небольшая круглая палочка, заострённая с двух концов и утолщённая книзу. К веретену прикреплялся глиняный грузик в виде кольца - пряслице.

Технология производства нити. Прядение -это процесс, в результате которого из волокнистой массы получается нить. Самый древний и простой способ получить нить из волокон - сучение между ладонями или о поверхность. С изобретением веретена появились прялки.

В процессе прядения пряха аккуратно вытягивает из кудели волокна и, слегка скручивая их пальцами левой руки, формирует рыхлую ленту. Эта «ровница» привязана к веретену. Пряха задаёт вращение веретену пальцами правой руки и отпускает его. Вращаясь как маховик, подвешенное веретено закручивает нить.

Прядение вручную - очень трудоёмкий процесс. Даже опытная пряха делает не более трёхсот метров нити в день. Чтобы нить прялась тонко и ровно, требуется особое мастерство. Девочки начинали учиться этому ремеслу уже с 8-10 лет.

В музее Центра Детского Творчества города Шимановска находится самопрялка, которую передал в музей житель нашего города Алешкович Сергей Владимирович, она досталась ему от бабушки Алешкович Ефросинии. Алешкович Ефросиния родилась в 1916 году и была родом из Белоруссии, Оршанского района, Могилёвской области (из под города Орша). По его словам, бабушка переехала на Дальний Восток с родителями, в начале ХХ века, когда расселяли густонаселённые районы Белоруссии. Переезд из Белоруссии был очень тяжелый, больше года ехали на поезде, по воде и даже на конях. Все это время самопрялка путешествовала вместе с ними. До времени поступления самопрялки в музей она находилась у Сергея Владимировича в гараже.

В августе 2013 года Алешкович Сергей Владимирович передал свою семейную реликвию - прялку в музейный фонд Центра детского творчества.